Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви
вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава
световая, остальные—декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика
дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась
как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых
каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь
основного помещения.
    Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского
солепромышленника Г. Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при
восстановлении ее в 1702—1704 гг. главы были покрыты черепицей, а с запада
пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она
построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из
окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не
повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их
освещенности.
    В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована. Церковь XVII в. —
Спасская — выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы
относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой
ионический ордер мягче и женственнее дорического.
    Спасская церковь стоит на
гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в
Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные церкви — Спасская и Никитская.
Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и
хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную
Спасскую церковь, построенную в 1668 г. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни.
Главы ее были покрыты „немецким" железом, но в 1690 г. во время пожара кровли,
главы и кресты „погорели без остатку". В 1702—04 гг. производились
восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная
черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато
украшенная цветными изразцами. В начале XX века все пять глав были сделаны
железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму.
    Сейчас, после
проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в
первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее
юго-запад-ному углу. Помещение самой церкви вытянуто поперек главной оси и
перекрыто сомкнутым сводом со световым отверстием под барабаном центральной
главы. Четыре угловые главы играют чисто декоративную роль. Интересной и
неповторимой особенностью интерьера Спасской церкви были выделенные из ее
внутреннего пространства небольшие квадратные помещения в юго-западном и
северо-западном углах . Они соединялись с трапезной открытыми проемами в
западной стене храма, а для освещения их были пробиты небольшие окна сбоку от южного и северного порталов. Эти помещения предназначались
для алтарей приделов, выходивших непосредственно в трапезную.
    Кроме оригинального интерьера, Спасская церковь замечательна красотой своего внешнего
облика. Особую скульптурность ее объему придают ступенчатые ряды кокошников,
венчающих стены и создающих пластический переход к главам. В этом сооружении
стиль русской архитектуры XVII в. нашел свое полное выражение. Это поистине
классический образец завершающего этапа в развитии искусства Московской Руси.
При всем богатстве профилированных кирпичных украшений они применены здесь
настолько тактично и так органически сочетаются друг с другом, что у зрителя
никогда не возникает мысль, что та или иная деталь может оказаться лишней и
ненужной в общем музыкальном строе. Нигде не нарушается связь и соподчинение
элементов.
    Как все отдельные части здания, так и мелкие части этих частей и
любой отдельно взятой детали находятся точно на определенном, предназначенном
для них месте: все связано друг с другом, детали вырастают одна из другой
свободно и естественно, как вырастают кристаллы. Безвестные балахнинские мастера
показали здесь полное владение кирпичом как строительным и декоративным
материалом. Поистине неистощима изобретательность и фантазия, проявленные в
декорировке оконных обрамлений Спасской церкви, — во всем сооружении нет двух
одинаковых наличников окон, причем характер и богатство их пластической
обработки вытекают из места, занятого каждым из них в композиции сооружения.
    Большие окна над входными порталами выделаны особенно богато профилированной
широкой рамой, объединенной со средней парой лопаток. Такими же мощными
пластическими аккордами выделяются и композиционные центры южного и северного
фасадов.
    Мастера-зодчие приняли во внимание и различные условия освещенности
обоих фасадов — детали южной стены имеют значительно более мелкие членения,
которые при солнце хорошо подчеркиваются падающими тенями; детали на северной
стороне церкви крупнее и грубее, так что особенности их построения выделяются и
при отсутствии резких теней.
    Колокольня, хотя и была построена в 1702 г.—на 30
лет позже, чем церковь, составляет с ней единое целое. Колокольня опирается на
четыре угловых столба. Восточная пара их, примыкающая к стене трапезной,
несколько смещена с оси здания, а чтобы не было загорожено западное окно
трапезной, закрывается часть профилировки портала. Желание совместить при этом
центр западной стены колокольни с главной осью всей церкви заставило строителей
деформировать прямые углы колокольни, придав ее плану форму ромба.
    Стройный крутой шатер выделяется по сравнению с нижними ярусами колокольни своими
необычно крупными размерами, что придает особую остроту всей объемной
композиции. Детали карнизов и оконных обрамлений колокольни нарисованы так же
тонко и прочувствованно, как и на фасадах церкви, но совершенно в иной системе
пластического построения. В соответствии с новыми, барочными принципами прежние
кокошники заменены рваными фронтонами, в кладке которых выделяются изогнутые по
дуге кирпичи, специально формованные и обожженные.
    Исключительно красив наличник
южного окна второго яруса колокольни. Если обычный тип древнерусского оконного
обрамления напоминает по форме кокошник — национальный русский женский головной
убор, то для южного окна мастер выбрал вариант убора, сходный с короной.
Трехлучевой кокошник этого окна по своим очертаниям обладает особым изяществом
рисунка. Средний луч его заканчивается небольшим декоративным зеленым изразцом,
а прямоугольная рама окна украшена бело-зеленым изразцовым жгутом. Стены
колокольни расцвечены многочисленными вставками полихромных изразцов, рисунок и
тематика которых обычны для этого времени — разнообразные цветы, сказочные
птицы, вазы, барочные картуши. Но подбор красок и тонкость моделировки рельефной
формы ставят балахнинские изразцы рубежа XVIII в. на одно из первых мест среди
прославленных центров этого производства в России.
|